• 29 марта 202429.03.2024пятница
  • USD92,2628
    EUR99,7057
  • В Тюмени -3..-5 С 6 м/с ветер северо-западный

Узнавайте первыми главные новости в нашем Telegram-канале


Текстовая версия послания губернатора Тюменской области Владимира Якушева

Губернатор, 12:11 25 октября 2012

Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы! Уважаемые почетные граждане, представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления! Дорогие тюменцы!

Пять лет назад в этом зале я говорил с вами о своей мечте. Я предложил тогда задуматься о том, какой образ будущего Тюменской области способен стать для нас стратегическим ориентиром, путеводной нитью во всех текущих делах и заботах. Все эти годы я чувствую вашу поддержку в осуществлении этой мечты. Во многих отношениях она уже стала реальностью. Поэтому сегодня я хочу еще раз вернуться к образу нашего общего будущего, оценить сделанное – и сформулировать свое видение наших очередных задач.

Только еще раз напомню: мечта, о которой я говорю, – не пустое прожектерство, не строительство воздушных замков. Она прочно укоренена в нашей социальной и исторической почве. Ведь Тюменская область для нас – не обезличенный объект управления, а живая совокупность свободных и ответственных граждан, твердо стоящих на своей земле.

Земля эта является неотъемлемой частью России как одного из ключевых элементов мировой "мозаики", включенного в глобальные конкурентные взаимодействия. Отвечая на острые вызовы времени, многие из которых пять лет назад и нельзя было предвидеть, российский социальный организм сосредотачивается – каждой своей "клеткой", каждым регионом. Будучи одним из лидирующих, динамично развивающихся субъектов Федерации, Тюменская область объективно выступает "ускорителем", "драйвером" вывода страны на новые рубежи социально-экономического развития. Сегодня, как и в прошлом, ее историческая миссия именно такова. Это налагает на нас особую ответственность.

С другой стороны, сама Тюменская земля многосоставна. Каждая ее "клетка", каждый район и город уникальны, у каждого свои нужды и свой горизонт развития. Все наши планы и проекты, все наши достижения – и, между прочим, все наши нерешенные проблемы – должны быть представлены прежде всего в этом, территориальном ракурсе. Что происходит и что еще должно быть сделано на земле – не на бумаге, не в слайдах презентаций, а в той подлинной реальности, в которой живут и работают тюменцы.

Пять лет назад я говорил, что вижу область как многоотраслевой, диверсифицированный хозяйственный комплекс, "мотором" развития которого стали инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигла мирового уровня. И мы ощутимо продвинулись в этом направлении.

Темпы роста нашей экономики существенно превышают среднероссийские (индекс промышленного производства в 2011 году по сравнению с 2006 годом составил чуть более 185%, в то время как по России в целом – 110,4%). То есть за пять лет наша промышленность выросла почти вдвое – по этому параметру область вошла в ведущую тройку субъектов Российской Федерации! Это очень хорошо; но еще важнее качественные изменения.

В областном хозяйстве появляются новые отрасли (нефтепереработка, металлургия, стекольная). Одновременно отрасли базовые, традиционные, совершают мощный рывок в своем развитии – за счет создания совершенно новых предприятий и модернизации действующих производств.

В 2009 году начался новый этап в развитии собственной нефтедобычи региона – Уватский проект. Результатом стал ее стремительный, почти пятикратный рост, который будет продолжаться и далее.

Рост, обеспеченный активным применением инновационных материалов, оборудования и технологий, что позволит, в частности, в ближайшее время достичь почти 100%-го уровня утилизации попутного нефтяного газа (а ведь совсем недавно он составлял не более трети).

Еще в 2006 году были запущены в эксплуатацию первые мощности Антипинского нефтеперерабатывающего завода. В настоящее время строится уже третья его очередь, которая позволит не только радикально увеличить объемы производства, но и выйти на современные мировые стандарты качества выпускаемой продукции. Не будем забывать, что за всю историю современной России в стране было построено только два крупных нефтеперерабатывающих завода. Один из них – Антипинский НПЗ. Тут есть чем гордиться.

Локомотивом развития региона становится нефтегазохимия – прежде всего благодаря проектам "СИБУР Холдинга". В частности, завершается строительство крупнейшего в России комплекса производств по выпуску полипропилена "Тобольск-Полимер". Индекс областного производства нефтепродуктов за 2006–2011 годы – более 330%. Планируемое создание Западно-Сибирского комплекса глубокой переработки углеводородного сырья нарастит этот показатель еще больше.

Развивается и металлургия. "Тюменьстальмост" становится одним из крупнейших российских предприятий по объему производства мостовых конструкций. Завершается строительство электрометаллургического завода компании "УГМК-Сталь". Сортовой металлопрокат – тоже совершенно новая для нас промышленная линия.

Не забудем и о заводе компании "Стеклотех" – самом современном в России по своей технической оснащенности и единственном таком производителе во всем Урало-Сибирском регионе.

А теперь подсчитаем. Уват дал области не только новый источник дохода, но и 1 100 новых рабочих мест. Антипино – еще более 700 (а с выходом на проектную мощность – вдвое больше). "Тобольск-Полимер" – порядка 600. "Тюменьстальмост" – около 1 000. "УГМК-Сталь" – столько же. "Стеклотех" – более 500. Всего – почти 5 000, причем преимущественно это рабочие места высокопроизводительные и достойно оплачиваемые. А с учетом мультипликативного эффекта (строительные компании на площадках, а также смежные отрасли) – это еще порядка 15 тыс. рабочих мест. Для меня главный результат совершенного нами индустриального рывка – вот это его человеческое измерение. Главный результат и главный стимул для дальнейшего движения, для создания новых точек роста.

Впрочем, как я говорил, не стоят на месте и традиционные отрасли. Продолжает наращивать обороты – в тесном сотрудничестве с мировыми лидерами – тюменский нефтегазовый сервис, увеличившийся за пять лет почти вдвое. Строятся и развиваются заводы "Бентека", "Бейкер Хьюз", "ДИНА Энерджетикс". Уже более 12 тыс. специалистов подготовил Сибирский учебный центр компании "Шлюмберже" – самый современный и крупнейший в мире.

Модернизируется производство строительных материалов. Здесь особого упоминания заслуживают Ялуторовский комплекс компании "Партнер-Инвест", тюменский завод "Кнауф", возводимый "Эм-Си Баухеми" завод в поселке Каскара Тюменского района.

Есть хорошие проекты в деревообработке, уже сейчас дающие конкурентоспособную, отвечающую мировым стандартам продукцию с высокой добавленной стоимостью, – Тюменский фанерный завод, Заводоуковский лесной комплекс компании "Загрос", только что введенный в эксплуатацию Голышмановский лесоперерабатывающий завод компании "Рашфор". Это, кстати, совокупно еще более 1 100 рабочих мест, причем не только на основных производствах, но и на участках в Исетском, Упоровском, Ялуторовском и Аромашевском районах.

Быстро превращается в высокотехнологичную отрасль тюменский агропром. В животноводстве широко используется оборудование нового поколения, генетический потенциал наших животноводческих комплексов и птицефабрик достиг мирового уровня. В области действует 18 молочных комплексов с технологией беспривязного содержания скота, оборудованных современными системами доения и компьютерного управления стадом. Доля высокоудойного поголовья в маточном стаде сельскохозяйственных организаций за пять лет выросла с 40 до 70%. В текущем году в Тюменском и Нижнетавдинском районах будут введены в строй роботизированные фермы со станциями добровольного доения и кормления коров, способные давать уникальное по качеству молоко.

Динамично развивается рыбохозяйственный комплекс области. Особенно хотел бы отметить успехи товарного рыбоводческого хозяйства в Сладковском районе. Мне уже случалось говорить, что тюменская рыба имеет все шансы превратиться в бренд федерального уровня. Для достижения этой цели и нужны такие проекты.

В растениеводстве расширяется использование ресурсосберегающих технологий, основанных преимущественно на использовании новых сортов сельскохозяйственных культур, применении высокоэффективной многофункциональной техники. В зерновом производстве ресурсосберегающее земледелие практикуется уже на 91% площадей. Доля возделывания картофеля и овощей открытого грунта по интенсивным и индустриальным технологиям доведена до 93%.

Нельзя не отметить, что наш агропром демонстрирует и ценную способность к быстрому маневру в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. Например, площадь под посевами рапса увеличилась с 2007 года почти в 8 раз. Это позволило развить на территории области дополнительное направление в перерабатывающей промышленности – производство растительных масел и белковых кормовых добавок.

В целом же неуклонный количественный и качественный рост агропромышленного сектора позволил области достичь самообеспечения практически по всем основным видам сельскохозяйственной продукции и начать успешную экспансию на новые рынки.

А еще я говорил пять лет назад, что вижу область, в которой достоинство человеческой жизни надежно обеспечено и защищено, в которой проводится справедливая и разумная социальная политика. Конечно, социальных гарантий никогда не бывает много, и даже в самых богатых, процветающих странах граждане хотят большего. Но все-таки и мы за эти пять лет достигли немалого. Почти двукратный рост социальных расходов областного бюджета приносит ощутимые, а иногда просто бесценные результаты. Средняя продолжительность жизни по Тюменской области с 2007 года увеличилась на полтора года – никакими деньгами нельзя измерить значение этого показателя. Серьезно повысилось качество социальных услуг, оказываемых тем, чьими руками создавалась и строилась наша область, – а ведь 96% от общей численности пожилых людей являются получателями льгот и разнообразных социальных выплат. Оптимизирована и приведена в соответствие с современными стандартами сеть учреждений социального обслуживания. Нет очередей в дома-интернаты для пожилых граждан и инвалидов, они открыты для всех нуждающихся. Более того, изменился сам подход к социальному обслуживанию пожилых граждан – основным ориентиром стали их индивидуальные потребности. Например, успешно реализуется ряд технологий, позволяющих сохранять привычный образ жизни, в том числе услуга "Стационар на дому", которыми уже охвачено более 6 000 одиноких пожилых людей.

Важный индикатор здоровья общества – отношение к людям с ограниченными возможностями. Их рядом с нами, то есть в зоне нашей моральной ответственности, более 100 тыс., в том числе более 5 тыс. детей. Что греха таить, мы долго не уделяли должного внимания этой проблеме. Но два года назад дело двинулось – я прежде всего имею в виду программу "Доступная среда", обеспечивающую доступность социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры. Нам уже удалось увеличить долю доступных для этой категории граждан приоритетных объектов до 40% – и мы не остановимся, пока не доведем ее до 100%. Сегодня ни один строящийся или реконструируемый объект не принимается в эксплуатацию без соблюдения требований доступности для маломобильных групп населения. Так будет и впредь. Специально хочу подчеркнуть, что в этом благородном деле особенно важно сотрудничество власти, бизнеса и некоммерческих организаций. Яркий пример такого сотрудничества – благотворительный проект "Ключ к жизни", предоставивший адресную помощь на лечение и реабилитацию в лучших российских и зарубежных клиниках более чем двумстам детям с тяжелыми заболеваниями. Благодаря этому проекту и другим, близким по смыслу начинаниям, нам наконец удалось снизить уровень первичной инвалидности во всех возрастных группах, причем прежде всего – среди детей. Впервые за последние пять лет этот показатель стал ниже среднего уровня и по Уральскому федеральному округу, и по Российской Федерации. Отлично!

Развивается тюменское здравоохранение. Можно уверенно констатировать: в основном создана вертикально интегрированная система оказания равнодоступной медицинской помощи, ориентированная не на отчетность, а на качество и результат. Пропаганда здорового образа жизни, деятельность центров здоровья и межрайонных медицинских центров, строительство Медицинского города, сеть перинатальных центров… Все это приносит свои плоды, и тоже бесценные: самый низкий за все – подчеркиваю, за все – годы регистрации показатель младенческой смертности. Пятикратное снижение материнской смертности за последние десять лет. Неуклонный рост рождаемости, стабильно положительный естественный прирост населения. Вот чего мы добились за пять лет.

Наша система образования тоже стала другой – ориентированной на качество, вариативной, поощряющей творческое начало. Уже 85% детей вовлечено в различную внеурочную деятельность, стимулирующую всестороннее развитие их способностей, – в работу научных обществ, исследовательских лабораторий, творческих и спортивных кружков и секций. В региональных конкурсах, олимпиадах и состязаниях – а их у нас более 250, вдвое больше, чем пять лет назад, – участвует три четверти детей и подростков (пять лет назад – меньше половины). В базе данных "Одаренный ребенок" уже более 1 500 персональных позиций. Вот оно, наше будущее!

Кстати, отдельно обращаюсь к своим коллегам по правительству, да и к капитанам тюменского бизнеса: эти дети – и наше с вами будущее, совершенно буквально. Нас заменят они. И мы должны уже сейчас помочь им, выстроив совершенно конкретные социальные лифты, ведущие одаренных детей на соответствующие их талантам и склонностям посты и места. Лучшее образование (хоть в России, хоть при необходимости за рубежом), любая другая помощь – все это надо начинать готовить немедленно. Прошу мой аппарат организовать подготовку соответствующих предложений в департаментах области и внести согласованный вариант на рассмотрение Правительства в начале следующего года.

Особо хочу выделить три момента, касающихся системы образования.

Во-первых, верной была наша ставка на профессионально-ориентирующую функцию образования, то есть на управляемое формирование и наращивание человеческого капитала области. Для всех учащихся 9-х классов организована предпрофильная подготовка, для трети старшеклассников – профильное обучение, охват которым с 2007 года увеличился в 2 раза. Однако неиспользованные ресурсы еще есть. Их мобилизацией займется создаваемый нами Центр профессиональной ориентации Тюменской области, инициативу создания которого я решительно поддержал, – и ожидаю такой же поддержки от всех структур областного управления, а также от бизнеса и общества.

Во-вторых, не должно ослабевать наше внимание к равной доступности качественных образовательных услуг – независимо от места жительства и социального благополучия. Да, мы впятеро сократили очередь в детские сады; строим новые школы и модернизируем старые (более 90% учеников основных и средних школ обучаются в современных условиях); развиваем систему дистанционного образования для детей-инвалидов. Но и здесь еще есть над чем работать. Несмотря на все объективные трудности, в том, что касается образования, никаких "медвежьих углов" в области остаться не должно.

В-третьих, все эти успехи, конечно, не могли быть достигнуты без колоссальных усилий по улучшению материального обеспечения наших педагогов. Продолжает расширяться спектр адресованных учительству социальных программ и гарантий, прежде всего жилищных. Главное же – за пять лет размер средней заработной платы учителей вырос в 2,5 раза и к концу года сравняется со средней заработной платой в экономике региона. Но и это не предел. Учитель – конечно, настоящий учитель, всецело отдающийся своей работе, – заслуживает и большего, чем средний уровень. И большее будет ему дано.

Именно в контексте социальной проблематики я считаю нужным сказать о жилищном строительстве, потому что право на доступное и вместе с тем качественное жилище относится к числу фундаментальных прав человека. Пять лет назад наша область представляла собой в этом отношении непочатый край; и мы видим огромные сдвиги в лучшую сторону. С 2008 года в области ежегодно вводится более 1 млн кв. метров жилья, что в расчете на одного жителя в 1,5–2 раза превышает аналогичный показатель и по Уральскому федеральному округу, и по России в целом. Этот темп мы будем удерживать. Вместе с тем повышенное внимание теперь будет уделяться комплексному, сбалансированному развитию застраиваемых территорий, созданию на них комфортной среды человеческого существования. Время "вала" заканчивается; настает время достойного качества жизни.

И еще одну цитату из Послания 2007 года я хотел бы напомнить: "Я вижу область… всем жителям которой доступны современные информационные ресурсы и технологии, и никто не чувствует себя отодвинутым на мировую периферию". И в этом отношении область изменилась, прежде всего благодаря нашей программе "Расширяя горизонты". Пункты бесплатного коллективного доступа к Интернету развернуты в каждом населенном пункте с численностью населения свыше 3 000 человек. Отдельно хочу поблагодарить тех, кто оперативно реализовал выдвинутое мною в прошлом году предложение и запустил в эксплуатацию региональную сеть бесплатного Интернета, насчитывающую уже 99 точек доступа. Современные цифровые технологии – важнейший инструмент повышения связности социального и культурного пространства нашей области, выравнивания возможностей и расширения свободы выбора. И никакой стагнации в этой сфере не будет.

Уважаемые тюменцы, подводя итоги нашей общей созидательной работы за прошедшее пятилетие, хочу прежде всего подчеркнуть: этот период в развитии региона стал наиболее динамичным, наиболее насыщенным добрыми переменами на всем протяжении новейшей истории России. Другой важный результат: в Тюменской области сформировались зоны устойчивого опережающего развития, территориальные кластеры, обеспечивающие уверенный социально-экономический рост. На севере – Уват и Тобольск, нефтедобыча и нефтегазохимия. Вдоль транссибирского транспортного коридора, особенно вокруг Тюмени, Заводоуковска и Ишима – машиностроительный кластер. Также вдоль Транссиба, в связке с крупными центрами переработки сельскохозяйственной продукции – агропромышленный кластер. Естественно, особую роль играет город Тюмень – и как транспортно-логистический узел, и как центр создания и трансфера инновационных технологий. Не забудем и о туристическо-рекреационном кластере, складывающемся вокруг Тобольска и способном расшириться за счет Ялуторовска.

Во всем перечисленном можно найти немало поводов для гордости. Но я хочу призвать вас к другому – воспринять эту картину как вызов, как источник неуспокоенности и даже неудовлетворенности. Я вижу в области огромные неиспользованные резервы и полагаю, что их мобилизация должна стать главным нашим делом на ближайшие годы. Давайте зададимся вопросом: почему одни территории развиваются динамично, а другие – ни шатко, ни валко? Почему одни активно стягивают на себя инвестиционные и человеческие ресурсы, а другие пассивно ждут наступления светлого будущего?

Конечно, есть неизбежная неравномерность исходных условий – ресурсной обеспеченности, транспортной доступности и т. д. Конечно, отсюда и различия в интересе к тем или иным территориям со стороны крупных инвесторов. Но я уверен, что сегодня основная загвоздка в другом. Я уверен, что мы далеко не в полной мере используем возможности муниципального управления как основного связующего звена между органами государственной власти, федеральными и региональными, и тем, что в XIX веке называли "толщей народной жизни".

Есть вещи, которые могут быть сделаны только "на земле" и только самими населяющими ее людьми. Безусловно, муниципалитеты должны обладать необходимыми полномочиями, ответственностью и ресурсами. Но сегодня местное самоуправление всем этим располагает, и прежние ссылки на его бедность и бесправие звучат уже неубедительно. Ситуация изменилась радикально – все полномочия муниципальных властей, в том числе переданные им с регионального уровня, теперь обеспечены необходимым финансированием. А вопрос эффективности их исполнения остается болезненным. Проблема перешла из финансовой в организационную плоскость – и в этой плоскости ее и надо решать. Решать сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, муниципальные власти должны обновить приемы и методы своей работы с гражданами. "Институты развития", о которых мы так любим говорить, – не только централизованные структуры, предоставляющие финансовую и консультационную помощь. Институтом развития может и должен быть сам муниципалитет, улица, двор, ТСЖ, семья и даже отдельный человек. А задача местного самоуправления – сделать таких людей полноправными "акционерами развития" среды их обитания, создать атмосферу защищенной и поощряемой социальной креативности. Атмосферу, в которой инициатор проекта не будет выступать покорным просителем, а станет участвовать и в его экспертизе, и в его реализации и, главное, в использовании его результатов.

Но, прежде всего, такие проекты должны быть публичными. Полагаю целесообразным приступить к созданию Единого реестра проектов развития области, охватывающего все наши муниципалитеты, города и сельские поселения. В этот реестр должны быть включены и инвестиционные, и инфраструктурные, и социальные, и экологические проекты, программы подготовки кадров, поддержки предпринимательства, жилищного строительства и благоустройства среды. Каждый человек должен видеть и понимать, как конкретно будет развиваться его область, его район, его поселение.

Во-вторых, необходимо резко активизировать процесс горизонтального, межмуниципального обмена позитивными управленческими практиками и технологиями. Именно дефицит такого обмена зачастую становится существенной причиной значительных, иногда вопиющих разрывов по социально-экономическим индикаторам развития муниципальных образований и, в частности, по их вкладу в общий бюджет области. Одни территории, такие как Омутинский, Бердюжский, Ярковский, Голышмановский, Нижнетавдинский районы, в трехлетнем горизонте показывают положительный рост местных доходов, на уровне 9% в среднем за год. А другие – не хочу называть вслух, все и так поймут, о ком я, – дают столь же устойчивое падение. Характерно, что те же самые муниципальные образования лидируют и по рачительности использования финансовых средств. Где-то доля расходов местного бюджета, осуществляемых по программному принципу, выше 80% (абсолютный чемпион – Уватский район, 97%), а где-то – 40%. Почему?

Почему одни собирают платежи и налоги, создают рабочие места, привлекают инвестиции, а другие – нет? Не потому ли, что одни все это хотят и умеют делать, а другие – не умеют и не хотят? Тогда надо делать выводы – и самим муниципальным управленцам, и тем гражданам, которые их избирают. Я для себя некоторые выводы уже сделал. На размер трансфертов, перечисляемых из областного бюджета в муниципальные, должно более существенно влиять количество и качество реализуемых инвестиционных проектов, а также количество вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности и новых рабочих мест на территории муниципалитета. Стоит подумать и о развитии системы грантовой поддержки муниципалитетов, стимулирующей местную инициативу и предприимчивость. Бюджетный инфантилизм можно побороть только решительными мерами.

В-третьих, должна быть кардинально пересмотрена модель отношений между муниципальным управлением и региональным уровнем власти. Пора уходить от иждивенческой позиции пассивного ожидания бюджетных денег или внешнего инвестора, которого за руку приведет губернатор. Вы знаете, что и бюджетные деньги идут в районы, и инвесторов мы приводим, причем иногда действительно за руку. Но должен же быть и встречный поток инициатив! Да и внутренний инвестиционный потенциал территорий раскрыт далеко не полностью. Например, при всех хвалебных словах, сказанных мною в адрес агропромышленного комплекса, не могу не заметить – не раз случалось, когда новая идея, предлагаемая к осуществлению, вызывала и у муниципальных властей, и у частных предпринимателей аграрного сектора только одну реакцию: "А какая будет субсидия? А то, если ее не будет, мы и делать ничего не станем".

Не мешало бы хоть иногда разворачивать на нужды области и составляющих ее территорий и свой накопленный капитал. Почему бы не ориентироваться на образ действий руководства "Племзавод-Юбилейного"? Там в недавнюю реконструкцию свинокомплекса было вложено до 2 млрд рублей, а теперь в планах – новый инвестиционный проект еще на 3,2 млрд рублей. Такой подход к делу из редкости должен стать нормой. А с описанной еще Салтыковым-Щедриным традицией "делового бездельничества" надо кончать беспощадно.

Хотел бы проиллюстрировать сказанное о проблемах муниципального управления конкретным примером. Перечисляя сложившиеся в нашей области кластеры, я сознательно не упомянул о кластере лесопромышленном. Не упомянул потому, что он в огромной степени недоразвит. Те ценные проекты, о которых я говорил выше, – лишь капля в море от возможного и остро необходимого. При всех наших лесных богатствах мы выбираем сегодня лишь четверть от расчетной лесосеки, и даже наши, прямо скажем, не такие уж значительные перерабатывающие мощности загружены лишь на две трети. Это и колоссальная упущенная выгода, и немалый экологический ущерб от гниющего на корню леса – то есть мина, которую мы своими руками закладываем под наше будущее. Решение этой проблемы – в огромной степени вопрос управленческой воли. Туда, где она есть, – как в Голышманово или Заводоуковске – приходят инвестиции, там возникают новые производства. А там, где ее нет (причем зачастую именно в наиболее богатых лесом районах), – нет и мало-мальски адекватной наличным запасам лесопромышленности. Этим кластером нам предстоит плотно заняться в самое ближайшее время – и я советую всем, имеющим отношение к теме, уже сейчас начинать готовиться к серьезному разговору. И большим переменам.

Прошу заметить: областная власть совершенно не снимает с себя своей доли ответственности за положение дел в регионе. Но областная власть – не "универсальный солдат", способный сделать все и за всех. Ее основная миссия – координация усилий и инициатив гражданских структур, местного самоуправления, делового сообщества, обеспечение им необходимых условий и оказание необходимой помощи. Не патерналистская опека, а равноправное партнерство – поверьте, такая модель будет комфортнее для всех вовлеченных в нее субъектов. В связи с этим хотел бы нацелить на более инициативную, более динамичную и активную работу действующий в области Совет муниципальных образований.

Главным нашим общим делом в ближайшие годы должно стать создание в регионе по-настоящему благоприятного инвестиционного и, шире, предпринимательского, делового климата (потому что деловая инициатива может быть и некоммерческой, а иная коммерческая, наоборот, неделовой). Нам нужна такая среда, в которой любое полезное начинание, независимо от своих масштабов, не глохнет, а плодоносит. Именно таков дух и смысл подписанного 10 сентября этого года президентом Российской Федерации Указа, нацеливающего нас на комплексную и энергичную работу по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. И мы будем следовать этому духу.

Пошаговой проработкой мер по исполнению этого Указа займется создаваемая сейчас – под моим прямым и личным руководством – временная оперативная группа. В состав группы, помимо ряда членов Правительства области и депутатов областной Думы, войдут руководители муниципальных образований, достигшие наиболее заметных результатов в создании оптимальных условий для предпринимательской и социальной инициативы и притока инвестиционных ресурсов.

Первой ее задачей будет тонкая настройка имеющихся и достройка отсутствующих элементов Стандарта деятельности органов исполнительной власти области по обеспечению инвестиционного климата в регионе.

Вторая задача группы – провести, на основе глубокой профессиональной экспертизы, полную инвентаризацию все еще существующих в области препятствий и ограничений для деловой активности и определить комплекс действенных мер по их быстрому устранению, с учетом как накопленного в области опыта, так и полезных практик других регионов.

Нам надо наконец перейти от абстрактных разговоров об инвестиционном климате к реальным, пусть иногда и формально малым делам. Потому что бывает так, что огромные проекты срываются из-за мелочей, – или, точнее, мелочей тут нет. Речь идет не только о банальных, но почему-то все еще со скрипом решаемых вопросах выделения земельных участков и технологических подключений. Речь о том, чтобы традиционное сибирское гостеприимство создало в области атмосферу повсеместной и неподдельной доброжелательности. Чтобы персонал аэропорта, таможни и вокзала научился улыбаться. Чтобы наши сотрудники ДПС, останавливая автомобили, не просто проверяли документы, но уточняли, не нужно ли помочь, указать дорогу, да и просто желали бы гостям доброго пути. Всего сейчас не перечислишь, но идея, надеюсь, ясна. Словом, мы должны превратить область в территорию максимального благоприятствования инвестициям и предпринимательству.

Еще раз хочу повторить: отношение к деловым начинаниям не должно зависеть ни от их масштаба, ни от их происхождения, внутреннего или внешнего. За последние годы нам удалось выстроить четкую и гибкую систему работы с крупными инвестиционными проектами, пришедшими извне. В том числе мы обеспечиваем им полное административное сопровождение. Но все еще случается так, что тюменский малый и средний бизнес остается один на один со своими проблемами, – при том, что содержательно проблемы запуска крупных и малых проектов в основном идентичны. Оперативная группа должна подготовить такие предложения, реализация которых позволила бы раскрыть "инвестиционный зонтик" над всей Тюменской областью, над всеми проектами, реализуемыми и местными, и иногородними, и иностранными бизнесменами – независимо от их объема. На этом миссия группы закончится. Должны работать регулярные институты, сейчас нуждающиеся в дополнительном "наведении на цель".

Генеральная цель понятна и прозрачна: новые собственные производства должны возникать в каждом муниципалитете – повторяю – в каждом. Не надо ждать прихода в удаленные села крупных международных компаний, мы тут не утопиями занимаемся. А вот простимулировать создание средних и малых производств даже в сельских территориях, с учетом их географической, инфраструктурной и ресурсной специфики, мы в силах. И обязаны это сделать.

Да, я продолжаю мечтать. Да, я хочу, чтобы Тюменская область стала лучшим регионом России по качеству бизнес-среды, более того, по условиям для социальной активности в самом широком ее понимании. И я верю, что мы сможем этого добиться.

А теперь давайте спросим себя: что является ключом к решению всех тех проблем, о которых я говорил? Моя версия ответа, которую я готов отстаивать перед вами и перед кем угодно, – человек. Человеческий ресурс и капитал. Тюменская область богата талантливыми и энергичными людьми – как говорил Петр Аркадьевич Столыпин, "народ сильный и мужественный не может быть народом бездеятельным". Но этим сокровищем нужно уметь распорядиться, нужно уметь гибко, в адаптивном режиме управлять структурой человеческого капитала. И тут еще многое предстоит сделать, причем на всех уровнях кадровой политики.

Так, нуждается в радикальном усилении профориентационная работа, о важности которой я говорил выше. Нам остро требуются квалифицированные специалисты индустриального сектора – рабочие, инженеры, механики, технологи. Те рабочие места, которые мы создаем, должны заполняться жителями региона. Однако сегодня, особенно на уровне органов местного самоуправления, их подготовка нередко ведется формально, в отсутствие четкого понимания нынешней и будущей ситуации на локальном рынке труда, без учета проектов развития экономики муниципального образования. Положительные примеры осмысленного выстраивания профориентационной и кадровой работы в муниципальных образованиях, безусловно, есть – в Нижнетавдинском, Ишимском, Сорокинском, Омутинском районах она ведется системно, с учетом долгосрочных прогнозов. Грамотную, дальновидную тактику выбрали и в Голышманово – там параллельно со строительством лесоперерабатывающего завода два года готовили для него кадры, и теперь все 76 рабочих мест на нем заняли жители района. Но так поступают далеко не везде. Вот тут и необходим горизонтальный обмен позитивными управленческими практиками, тут и ощущается его недостаточность. И еще: не всегда информация о количестве и профиле специалистов, необходимых для того или иного перспективного инвестиционного проекта, своевременно передается в департаменты, ответственные за подготовку и переподготовку кадров. А ведь это должно делаться предельно оперативно и даже автоматически! Требую безотлагательно исправить эту ситуацию.

Конечно, свою психологию должны перестроить и работодатели. Потому что одна из причин слабой заинтересованности выпускников школ в получении индустриальных профессий – нежелание бизнеса связываться с молодыми кадрами, не имеющими опыта работы, а также отсутствие приемлемого пакета социальных гарантий и невысокая стартовая заработная плата. Большинство работодателей желает получить готового квалифицированного специалиста, никак не участвуя в процессе его подготовки и не формулируя свои требования к тому, что должен знать и уметь молодой специалист. Эта позиция понятна, но контрпродуктивна с точки зрения интересов региона; и я призываю деловое сообщество ее пересмотреть.

Еще одно узкое место – профессиональная компетентность управленцев, причем и муниципальных, и государственных служащих. Качество управления определяется тем, кто и как управляет, – человеческий фактор способен снизить эффективность даже самого совершенного института. Ничем иным, кроме как человеческим фактором, я не могу, например, объяснить то обстоятельство, что в упомянутой мною базе данных "Одаренный ребенок" количество включенных в нее молодых талантов в муниципалитетах с близкой численностью населения и схожими социально-экономическими условиями иногда различается в разы. В реальности такого не может быть. Значит, дело в том, кто и как выстраивал систему обнаружения талантов, кто отнесся к делу ответственно и умеючи, а кто – бестолково и спустя рукава.

Современный менеджер должен в полном объеме обладать такими качествами, как инициативность, глубокое понимание содержания своей деятельности и ее перспектив, умение вести конструктивный диалог с обществом и оказывать поддержку инновационным начинаниям. И непрерывно тренировать, поддерживать в тонусе все эти качества. Тем, кто окажется на это неспособен, места во власти не будет. У нас складывается функционирующая в постоянном режиме система обучения и мониторинга компетентности сотрудников органов государственного управления. Более того, полезно было бы построить аналогичную систему и для муниципальных служащих. Если такая система заработает, станет реальностью еще один тезис из моего Послания пятилетней давности: "Я вижу область, в которой сложилась эффективная, прозрачная, ответственная система управления, основанная на развитой демократической политической культуре". Пока он воплотился в жизнь не в полной мере; но мы обязательно осуществим и этот элемент нашей мечты.

Я продолжаю вглядываться в будущее. Я вижу в нем цветущую, изобильную, преображенную Тюменскую землю. И я вижу тех, кто сделает ее такой. Я вижу складывающуюся уже сейчас "коалицию успеха" – солидарное сообщество свободных и ответственных граждан, очень разных, но объединенных общими ценностями. А вы – видите? Если да – так и будет.

Соб. инф.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости
Читайте нас в Дзен